Баскетбол — одна из самых распространённых спортивных игр. В большинстве стран обучение основным её элементам происходит ещё в школе, по общим утверждённым правилам игры с пошаговым изучением элементов.
Регламент обучения баскетбольным навыкам зависит от количества времени, отведённого на это учебной программой.
Параметры инвентаря и площадки адаптированы под школьный возраст. Подводящие упражнения составляются с учётом возрастных особенностей и уровня физической подготовленности учащихся.
Школьный урок спортивных игр должен решать три основных вида задач: образовательные, воспитательные и оздоровительные. На уроках физкультуры баскетбол помогает развивать координационные способности, скоростно-силовые качества, выносливость, реакцию, воспитывает командный дух и волю к победе.
Фото 1. Игра в баскетбол в школе. Девочки играют отдельно от мальчиков, две команды в разной форме.
Помимо этого, игра является отличным видом умеренной кардионагрузки для детей школьного возраста, способствует гармоничному физическому развитию организма и его активному росту. Считается достойной профилактикой искривлений позвоночника и других патологий, связанных с опорно-двигательным аппаратом.
Ученики старшего школьного возраста играют в баскетбол по стандартным правилам (время для проведения игры сокращено), а для детей младшего и среднего школьного возраста разработаны правила мини-баскетбола, который, в свою очередь, подразделяется на микро-баскетбол (для учащихся 6—9 лет) и непосредственно мини-баскетбол (9—13 лет).
Перед игрой класс выстраивают в одну шеренгу и дают команду рассчитаться по порядковому номеру, затем — на первый, второй. Первые номера представляют собой одну команду, вторые — другую.
При нечётном числе учащихся один ребёнок назначается запасным или помощником судьи (учителя).
В каждой команде назначается капитан — чаще всего этот тот ученик, у которого есть дополнительный опыт игры в баскетбол — например, посещение секции, или ученик, отличающийся более высоким, чем у других, уровнем физической подготовленности.
Потом происходит распределение состава команды по позициям в игре (атакующий или разыгрывающий защитник, форвард, центровой и т. д.). Детям объясняется (или напоминается) роль каждого из них на игровом поле. По сигналу учителя (судьи) баскетбольный мяч вводится в игру из центра поля — этим начинается игра.
Важно! В школьном баскетбольном матче участвуют две команды, в каждой из которых — десять человек. Одна пятёрка находится на скамье запасных, другая — на игровой площадке. Замена осуществляется по необходимости.
Участники игры могут вести мяч, пасовать (передавать) его другим игрокам своей команды, бросать. Игрок, завладевший мячом, не имеет права делать более двух шагов с ним в руках — должен либо начать ведение, либо передать пас товарищу. В случае если мяч в процессе игры коснулся стойки, задней линии, предмета, человека или пола за линией поля — он считается вышедшим, а игра возобновляется с центра поля. Победившей считается команда, забросившая в корзину соперника больше мячей.
В мини-баскетбол в большинстве случаев играют по общим правилам, но высота кольца должна соответствовать ростовым показателям учащихся. В то время как в баскетболе для взрослых корзина подвешивается на высоте 3, 05 м от пола, в баскетболе для школьников младшего и среднего возраста расстояние от пола до кольца должно составлять 2 м и 60 см.
Фото 2. Спортивный зал в школе. На стене висит щит с баскетбольным кольцом, он расположен ниже, чем в профессиональном баскетболе.
К основным элементам баскетбола относят:
Справка. Форма игроков одной команды должна быть одинакового цвета, на груди и спине каждого из участников — личный номер.
Один тайм в баскетболе для детей школьного возраста длится не более 20 минут, перерыв — 5—10 минут. Один тайм можно разделить на два равных периода длительностью в 10 минут. Допустимый перерыв между периодами — 2—3 минуты. Команда имеет право взять 1 тайм-аут за 1 период игры.
На стандартном уроке физры игра обычно продолжается в течение 15—20 минут в целом с перерывом, регламентируемым учителем.
Мяч, попавший в корзину со средней или близкой дистанции, приносит забросившей его команде 2 очка, в случае броска со штрафной линии — 1 очко. Точный бросок из-за трёхочковой линии добавляет 3 очка.
Команда, которая на момент окончания матча набрала больше очков, побеждает. Если же счёт равный, судья назначает дополнительное время игры (овертайм) — около 5 минут. Овертайм назначается до тех пор, пока не определится победитель.
Нарушения:
Среди нарушений также выделяют фолы. К ним относят неспортивное поведение или действия, противоречащие установленным правилам. Различают следующие виды фолов: персональный, обоюдный, неспортивный, технический, дисквалифицирующий.
Когда в школе или детской спортивной секции проводятся соревнования по баскетболу, для удобства учёта и организации ведётся специальный документ — протокол соревнований.
В него вносится по пунктам следующая информация:
Заполнение протокола соревнований ведётся учителями физкультуры (тренерами), секретарём соревнований, членами судейской коллегии. Этот документ является основанием для официального объявления и награждения победителей.
Обучение каждому из баскетбольных приёмов начинается с объяснения и показа учителя.
Подводящие упражнения для игры в баскетбол.
Одиночные упражнения:
Фото 3. Техника ловли мяча с подбрасыванием его перед собой. Упражнение выполняется стоя на месте и в прыжке.
Упражнения в парах:
Все элементы обучающих ведению упражнений выполняются как правой, так и левой рукой (поочерёдно и подряд).
Фото 4. Школьник выполняет ведение баскетбольного мяча по кривой. Препятствия обозначены при помощи конусов.
Вводная часть включает построение, строевые упражнения, ходьбу с её разновидностями, бег, разминку в движении и разминку на месте.
Во время проведения разминки на уроке баскетбола следует уделить особое внимание проработке суставов и мышц плечевого пояса, верхних и нижних конечностей.
Вариант упражнений для разминки на месте:
Внимание! Количество повторений каждого упражнения зависит от его сложности, возраста и уровня подготовки учащихся. Определяется учителем физической культуры.
Основная часть в этом случае начинается с выполнения специальных беговых упражнений (СБУ).
Пример СБУ для урока баскетбола:
В парах:
В тройках:
Необходимы на всех этапах проведения урока после активных кардионагрузок.
Важно! Во время проведения дыхательных упражнений необходимо обращать внимание школьников на то, что вдох должен быть глубоким и совершаться через нос, а выдох — через рот.
Часто в школах учителя физкультуры или детские тренера проводят набор групп учащихся для дополнительных углублённых занятий по одному из видов спорта. В случае с баскетболом занятия будут иметь следующие особенности:
Безопасность школьников на уроке физкультуры — приоритетная задача учителя. Основные правила можно кратко сформировать так:
Студенты играют в баскетбол по общим правилам, с использованием спортивного инвентаря, параметры которого соответствуют обще утверждённым.
Времени на игру отводится больше, чем в школе, так как занятия в учебных заведениях длятся от 70 до 80 минут.
Более пристальное внимание уделяется не обучению, а совершенствованию баскетбольных умений и навыков, так как подразумевается, что базовые навыки сформированы учащимися в школьные годы. Во время игрового процесса все нарушения наказываются согласно правилам баскетбола, соблюдение которых должно обязательным.
Посмотрите видео, в котором демонстрируется игра в баскетбол между школьниками.
Содержание программ уроков физкультуры по теме баскетбола может отличаться в разных школах. За основу всегда берётся Государственная учебная программа, но каждый учитель составляет также рабочую программу уроков, которая будет соответствовать возможностям материальной базы школы, уровню подготовки учащихся, срокам освоения ими нового материала и другим частным факторам.