Разнообразит любой урок физкультуры! Правила баскетбола для школьников, его польза и программа

Фото 1

Баскетбол — одна из самых распространённых спортивных игр. В большинстве стран обучение основным её элементам происходит ещё в школе, по общим утверждённым правилам игры с пошаговым изучением элементов.

Регламент обучения баскетбольным навыкам зависит от количества времени, отведённого на это учебной программой.

Параметры инвентаря и площадки адаптированы под школьный возраст. Подводящие упражнения составляются с учётом возрастных особенностей и уровня физической подготовленности учащихся.

Польза баскетбола для школьников, влияние на физическое развитие

Школьный урок спортивных игр должен решать три основных вида задач: образовательные, воспитательные и оздоровительные. На уроках физкультуры баскетбол помогает развивать координационные способности, скоростно-силовые качества, выносливость, реакцию, воспитывает командный дух и волю к победе.

Фото 2

Фото 1. Игра в баскетбол в школе. Девочки играют отдельно от мальчиков, две команды в разной форме.

Помимо этого, игра является отличным видом умеренной кардионагрузки для детей школьного возраста, способствует гармоничному физическому развитию организма и его активному росту. Считается достойной профилактикой искривлений позвоночника и других патологий, связанных с опорно-двигательным аппаратом.

Основные правила баскетбола для школьников

Ученики старшего школьного возраста играют в баскетбол по стандартным правилам (время для проведения игры сокращено), а для детей младшего и среднего школьного возраста разработаны правила мини-баскетбола, который, в свою очередь, подразделяется на микро-баскетбол (для учащихся 6—9 лет) и непосредственно мини-баскетбол (9—13 лет).

Начало игры

Перед игрой класс выстраивают в одну шеренгу и дают команду рассчитаться по порядковому номеру, затем — на первый, второй. Первые номера представляют собой одну команду, вторые — другую.

Фото 3

При нечётном числе учащихся один ребёнок назначается запасным или помощником судьи (учителя).

В каждой команде назначается капитан — чаще всего этот тот ученик, у которого есть дополнительный опыт игры в баскетбол — например, посещение секции, или ученик, отличающийся более высоким, чем у других, уровнем физической подготовленности.

Потом происходит распределение состава команды по позициям в игре (атакующий или разыгрывающий защитник, форвард, центровой и т. д.). Детям объясняется (или напоминается) роль каждого из них на игровом поле. По сигналу учителя (судьи) баскетбольный мяч вводится в игру из центра поля — этим начинается игра.

Важно! В школьном баскетбольном матче участвуют две команды, в каждой из которых — десять человек. Одна пятёрка находится на скамье запасных, другая — на игровой площадке. Замена осуществляется по необходимости.

Ход игры, высота кольца для учащихся

Участники игры могут вести мяч, пасовать (передавать) его другим игрокам своей команды, бросать. Игрок, завладевший мячом, не имеет права делать более двух шагов с ним в руках — должен либо начать ведение, либо передать пас товарищу. В случае если мяч в процессе игры коснулся стойки, задней линии, предмета, человека или пола за линией поля — он считается вышедшим, а игра возобновляется с центра поля. Победившей считается команда, забросившая в корзину соперника больше мячей.

В мини-баскетбол в большинстве случаев играют по общим правилам, но высота кольца должна соответствовать ростовым показателям учащихся. В то время как в баскетболе для взрослых корзина подвешивается на высоте 3, 05 м от пола, в баскетболе для школьников младшего и среднего возраста расстояние от пола до кольца должно составлять 2 м и 60 см.

Фото 4

Фото 2. Спортивный зал в школе. На стене висит щит с баскетбольным кольцом, он расположен ниже, чем в профессиональном баскетболе.

К основным элементам баскетбола относят:

  1. Жесты судей, каждый из которых ознаменовывает отдельное игровое событие, регламентированное правилами игры.
  2. Передача мяча — баскетбольный элемент, основное действие разыгрывающего защитника.
  3. Подбор — элемент в результате выполнения которого игрок после неудачно выполненного двухочкового или трёхочкового броска берёт мяч под свой контроль.
  4. Перехват — защитник овладевает мячом в момент передачи или броска атакующими игроками соперника.
  5. Дриблинг — технический приём, ведение мяча игроком по площадке в обход защитников команды соперника.
  6. Блокшот — понятие, обозначающее блокирование броска соперника игроком защиты (в соответствии с установленными правилами).

Справка. Форма игроков одной команды должна быть одинакового цвета, на груди и спине каждого из участников — личный номер.

Вам также будет интересно:

Длительность

Один тайм в баскетболе для детей школьного возраста длится не более 20 минут, перерыв — 5—10 минут. Один тайм можно разделить на два равных периода длительностью в 10 минут. Допустимый перерыв между периодами — 2—3 минуты. Команда имеет право взять 1 тайм-аут за 1 период игры.

На стандартном уроке физры игра обычно продолжается в течение 15—20 минут в целом с перерывом, регламентируемым учителем.

Подсчёт очков

Фото 5

Мяч, попавший в корзину со средней или близкой дистанции, приносит забросившей его команде 2 очка, в случае броска со штрафной линии — 1 очко. Точный бросок из-за трёхочковой линии добавляет 3 очка.

Команда, которая на момент окончания матча набрала больше очков, побеждает. Если же счёт равный, судья назначает дополнительное время игры (овертайм) — около 5 минут. Овертайм назначается до тех пор, пока не определится победитель.

Нарушения:

  1. Три секунды — нападающий остаётся в зоне штрафного броска дольше 3 секунд, тогда как его команда контролирует мяч (в зоне нападения).
  2. Пять секунд — во время вбрасывания игрок не выпускает мяч дольше 5 секунд.
  3. Восемь секунд — команда, контролирующая мяч в зоне тыла, не выводит его за 8 секунд в переднюю зону (зону нападения).
  4. 24 секунды — команда контролирует мяч в течение 24 секунд, и за это время не совершила попытки броска по кольцу.
  5. Аут — выход мяча за линии, очерчивающие границы площадки.
  6. Нарушения в ведении мяча (двойное ведение, пронос).
  7. Пробежка — игрок совершает перемещения с мячом сверх установленных правилами ограничений.
  8. Плотноопекаемый игрок — участник, не предпринимающий активных игровых действий при плотной защите соперника дольше 5 секунд.

Среди нарушений также выделяют фолы. К ним относят неспортивное поведение или действия, противоречащие установленным правилам. Различают следующие виды фолов: персональный, обоюдный, неспортивный, технический, дисквалифицирующий.

Заполнение протокола

Фото 6

Когда в школе или детской спортивной секции проводятся соревнования по баскетболу, для удобства учёта и организации ведётся специальный документ — протокол соревнований.

В него вносится по пунктам следующая информация:

  • Дата, время, место проведения соревнований.
  • Состав судейской коллегии.
  • Названия команд, фамилии игроков.
  • Фамилии тренеров, подготовивших команды.
  • Счёт игры (очки, набираемые командами).
  • Нарушения и фолы.
  • Временные рамки этапов игры (таймы, периоды, перерывы, тайм-ауты, овертаймы и т. д.).
  • Итоги соревнований (финальный счёт, команда-победитель).

Заполнение протокола соревнований ведётся учителями физкультуры (тренерами), секретарём соревнований, членами судейской коллегии. Этот документ является основанием для официального объявления и награждения победителей.

Методика обучения баскетболу в школе

Обучение каждому из баскетбольных приёмов начинается с объяснения и показа учителя.

Подводящие упражнения для игры в баскетбол.

Ловля

Одиночные упражнения:

  1. Перекладывания мяча из рук одного ученика в руки другого (имитация ловли).
  2. Ловля мяча после подбрасывания над собой (в прыжке и на месте).

Фото 7

Фото 3. Техника ловли мяча с подбрасыванием его перед собой. Упражнение выполняется стоя на месте и в прыжке.

  1. Ловля мяча в момент его отскока от пола или стены.

Упражнения в парах:

  1. Перебрасывания мяча друг другу с боковых линий.
  2. Перебрасывания с ударом о пол.
  3. Ловля мяча, летящего по дугообразной траектории сверху.
  4. Приём мяча от броска сбоку.

Передача

  1. Передача мяча по кругу и в шеренге.
  2. Передача о стену (один игрок бросает мяч в стену, другой ловит).
  3. Стоя в кругу: поочерёдная передача мяча от груди центровому игроку.
  4. Ловля и передача мяча в движении пар. Занимающиеся перемещаются приставным шагом по параллельным линиям лицом друг к другу. Способ передачи — от груди.

Ведение

Все элементы обучающих ведению упражнений выполняются как правой, так и левой рукой (поочерёдно и подряд).

  1. Посылание мяча в пол кистью руки на месте.
  2. Ведение по прямой линии.
  3. Ведение по кругу.
  4. Ведение по кривой (с обходом препятствий).

Фото 8

Фото 4. Школьник выполняет ведение баскетбольного мяча по кривой. Препятствия обозначены при помощи конусов.

  1. Ведение со сменой направления движения по сигналу учителя.

Примерная программа школьного урока по баскетболу

Вводная часть включает построение, строевые упражнения, ходьбу с её разновидностями, бег, разминку в движении и разминку на месте.

Во время проведения разминки на уроке баскетбола следует уделить особое внимание проработке суставов и мышц плечевого пояса, верхних и нижних конечностей.

Вариант упражнений для разминки на месте:

  1. Наклоны головы вправо, влево, вперёд.
  2. Рывки руками перед грудью с поворотами в стороны.
  3. Рывки руками над головой (поочерёдно).
  4. «Восьмёрка» кистями рук, сцепленными в «замок».
  5. Круговые движения в лучезапястных суставах.
  6. То же в локтевых и плечевых суставах.
  7. Наклоны влево, вправо, вперёд.
  8. Наклоны вперёд к носкам стоп.
  9. Приседания.
  10. Прыжковое упражнение «Ножницы».

Внимание! Количество повторений каждого упражнения зависит от его сложности, возраста и уровня подготовки учащихся. Определяется учителем физической культуры.

Основная часть в этом случае начинается с выполнения специальных беговых упражнений (СБУ).

Фото 9

Пример СБУ для урока баскетбола:

  1. Бег с ускорением по сигналу.
  2. Бег с захлестыванием голени назад.
  3. Бег с выносом бедра вперёд и вверх.
  4. Приставными шагами (левым и правым боком).
  5. Бег с подсоками.
  6. Бег вперёд спиной.
Вам также будет интересно:

Примеры подводящих упражнений с баскетбольным мячом

В парах:

  1. Передача и ловля левой (затем правой) рукой.
  2. Двумя руками от груди и приём в две руки.
  3. Передача ударом о пол, приём в две руки.
  4. Отработка перехвата во время ведения мяча по прямой.

Фото 10

  1. Забрасывания в кольцо и ловля (поочерёдно).

В тройках:

  1. Передача в тройке стоящих одного мяча, завершаемая броском по корзине с переходом игроков на следующую позицию.
  2. Разыгрывание по игровому сценарию. Первый ученик ведёт мяч по направлению к корзине, второй перехватывает и совершает забрасывание (попытку забрасывания) в корзину, третий блокирует бросок. После 3 повторений игроки меняются ролями.
  3. Перебрасывания разными способами. Тройка образует треугольник, первый номер передаёт мяч второму от груди, второй третьему — ударом о пол, третий первому — одной рукой. Местами меняются после 5—7 повторений.

Упражнения для восстановления ритма дыхания

Необходимы на всех этапах проведения урока после активных кардионагрузок.

  1. Вдох с подъёмом рук вверх через стороны, выдох со свободным опусканием рук.
  2. Вдох с подниманием рук, выпрямленных вперёд, опускание на выдохе через стороны.
  3. Вдох с разведением рук в стороны и прогибанием назад, выдох с опусканием рук и наклоном вперёд.

Важно! Во время проведения дыхательных упражнений необходимо обращать внимание школьников на то, что вдох должен быть глубоким и совершаться через нос, а выдох — через рот.

Особенности программы для дополнительного образования

Часто в школах учителя физкультуры или детские тренера проводят набор групп учащихся для дополнительных углублённых занятий по одному из видов спорта. В случае с баскетболом занятия будут иметь следующие особенности:

Фото 11

  1. Дополнительные занятия по баскетболу длятся дольше, чем во время урока ФК — в среднем от 1 до 2 часов.
  2. Баскетбольные приёмы непросто изучаются до момента сдачи норматива, как на уроке, но и непрерывно совершенствуются на каждой тренировке.
  3. Разминке уделяется достаточное количество времени, упражнения для неё подбираются сложнее.
  4. Помимо баскетбольных упражнений, под руководством тренера юные спортсмены выполняют специальные упражнения для совершенствования своих двигательных навыков (силовые, на развитие скорости и выносливости и пр.).
  5. Дети осваивают тонкости баскетбола в процессе проведения самой игры, под контролем тренера.
  6. Руководитель регулярно должен проводить измерение эмпирических показателей здоровья учащихся (пульс, давление и т. д.), а также ориентироваться на самочувствие учеников. Это делается для определения возможностей детей, контроля над их здоровьем, предотвращения травм и опасных ситуаций, зависящих от состояния ребёнка.
  7. Программа дополнительных занятий должна быть согласована с руководством школы и соответствовать правилам и нормам, установленным органами Министерства.

Техника безопасности на уроках физической культуры

Безопасность школьников на уроке физкультуры — приоритетная задача учителя. Основные правила можно кратко сформировать так:

Фото 12

  1. Все ученики перед началом занятий должны принять участие в беседе по технике безопасности.
  2. Медицинский допуск к уроку обязателен. На обычном уроке занимаются дети из основной и подготовительной групп здоровья.
  3. Для переодевания, должно быть, отведено специальное помещение, раздельное для мальчиков и девочек.
  4. Спортивная обувь и форма одежды — обязательные условия для допуска к уроку. Длинные волосы должны быть убраны, чтобы не мешать выполнению упражнений.
  5. Освобождённые от нагрузок должны иметь при себе медицинскую справку, подтверждающую их право не принимать участия в занятии. Во время урока такие ученики должны находиться в спортивном зале вместе со всеми и в спортивной форме.
  6. Из помещения на спортплощадку выходить без сопровождения руководителя запрещено.
  7. Использование мобильных телефонов на уроке позволено только в крайнем случае и по согласию учителя.
  8. Нельзя проносить на территорию зала продукты питания, жевательные резинки (но иметь при себе воду настоятельно рекомендуется).
  9. Запрещается использовать спортивное снаряжение без разрешения, выполнять не регламентированные учителем упражнения.
  10. О недомогании или травме ученик должен немедленно сообщить руководителю занятия.
  11. Важно соблюдать на уроке дисциплину и выполнять все указания учителя физкультуры.
  12. Запрещены действия, которые могут привести к созданию опасных ситуаций для самого ученика и окружающих.
  13. Если школьник обнаружил неисправность спортивного инвентаря, он обязан проинформировать об этом руководителя.
  14. Для того чтобы выйти за территорию зала, необходимо разрешение учителя физической культуры.

Отличия в правилах занятий по баскетболу для студентов

Фото 13

Студенты играют в баскетбол по общим правилам, с использованием спортивного инвентаря, параметры которого соответствуют обще утверждённым.

Времени на игру отводится больше, чем в школе, так как занятия в учебных заведениях длятся от 70 до 80 минут.

Более пристальное внимание уделяется не обучению, а совершенствованию баскетбольных умений и навыков, так как подразумевается, что базовые навыки сформированы учащимися в школьные годы. Во время игрового процесса все нарушения наказываются согласно правилам баскетбола, соблюдение которых должно обязательным.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором демонстрируется игра в баскетбол между школьниками.

Заключение

Содержание программ уроков физкультуры по теме баскетбола может отличаться в разных школах. За основу всегда берётся Государственная учебная программа, но каждый учитель составляет также рабочую программу уроков, которая будет соответствовать возможностям материальной базы школы, уровню подготовки учащихся, срокам освоения ими нового материала и другим частным факторам.

Оцени статью:
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
Будь первым!
Поделись с друзьями!
Читайте также
Добавить комментарий
VK OD FB G+ Tw
Баскетбол