Дартс — популярная игра, развивающая точность и глазомер. Процесс игры состоит в бросках дротиками по мишени с определённого расстояния и набору очков.
Несмотря на один и тот же инвентарь — дартс состоит из нескольких разновидностей со своими особенностями и тонкостями.
Стандартная мишень представляет собой круг диаметром 45 см. Если рассматривать её составляющие из центра, то мишень можно разделить на следующие части:
Фото 1. Мишень для дартса с попавшим дротиком в центр снаряда. Эта область располагается вокруг яблочка.
Фото 2. Схема мишени для игры в дартс, разделенная на 20 секторов. Стрелками указаны части снаряда.
Каждый сектор мишени пронумерован от 1 до 20. Этот номер является «стоимостью» — именно столько баллов приносит игроку попадание в него. При попадании в кольцо удвоения количество очков удваивается. То есть, если попасть в кольцо удвоения сектора 5, на счёт начисляется 10 очков. Аналогично с кольцом утроения — при попадании в него стоимость утраивается. Попадание в яблочко даёт игроку 50 баллов, удачный бросок в центр даёт 25 очков.
Важно! Естественно, что самый сложный бросок в центр мишени. Но он не самый результативный. Удачный бросок в яблочко приносит 50 очков, в то время как попадание в утроение сектора 20 — 60 баллов. Таким образом за 1 поход игрок может выбить не 150, а 180 баллов и быстрее набрать необходимую сумму.
Вариантов игры в дартс достаточно много. В разных странах пользуются популярностью разные варианты, но есть несколько классических игр.
Наиболее популярная и распространённая игра. В начале игры у каждого участника на счету 501 балл. По очереди игроки бросают дротики в мишень. После каждого подхода набранные очки вычитаются из суммы до тех пор, пока кто-то не обнулит свой счёт.
Внимание! Если после подсчёта сумма отрицательная или равна 1, то броски не учитываются. При этом право на попытку переходит следующему игроку.
Списать 501 очко можно за 9 бросков — 3 подхода. Для этого необходимо выбить утроение сектора 7 и 8 раз выбить утроение 20 баллов.
Фото 3. Три дротика попавших в двадцатый сектор в область утроения баллов. За такой бросок можно получить 180 очков.
Это принесёт 21 и 480 очков соответственно. Иногда игроки вводят дополнительные правила — первый или последний бросок должен быть с удвоением, утроением или в сектор конкретного цвета. Это необязательные правила и вводятся по договорённости. При командной игре можно использовать большую сумму по договорённости.
В игре 501 важно окончание партии. Так как действует правило перебора, то необходимо не просто набирать очки, а стараться выйти на удобное окончание. Например, при действующем правиле окончания с удвоением выбить 2 балла можно только одним способом — удвоение 1.
Перед началом игры обговаривается количество очков. Оно должно быть кратно 50, чаще всего играют до 300 или 500 баллов. Тот, кто первым наберёт это количество побеждает. В зачёт идут попадания только в центр или яблочко — 25 и 50 баллов соответственно. При переборе броски не засчитываются. По договорённости первый или последний бросок должен быть в яблочко.
Американский вариант дартса со специфичными правилами. В игре участвует не вся мишень, а только центр с яблочком и сектора с 15 по 20. Броски в остальные части мишени не учитывается и считаются промахом. Центр и яблочко считаются одним целым.
Порядок закрытия неважен, можно бросать в любом порядке. Сектор считается закрытым после трёх попаданий в него. При этом удвоение считается за два попадания, а утроения за три.
Для центрального сектора центр считается за обычное попадание, а яблочко за удвоение. Если игрок попадает в свой закрытый сектор, а у соперника такой ещё не закрыт, то ему начисляются очки в соответствии с попаданиями. При попадании в зону, закрытую обоими игроками, бросок результата не приносит.
Важно! Сектор считается закрытым после окончания бросков. То есть если первым дротиком из трёх игрок попадает в утроение, то броски остальных дротиков в этот сектор в этом подходе очков не приносят.
Игра заканчивается когда один из игроков закроет все свои сектора и у него больше очков, чем у соперника. Если при этом у него меньше очков, чем у соперника игра продолжается. Игрок, который закончил закрывание набирает очки, а соперник должен закрыть оставшиеся зоны. В этом случае игра заканчивается, если оба игрока закрыли всю мишень или когда первый игрок наберёт больше очков.
Несмотря на то что центральный круг стоит больше всего, самым удобным для броска считается 20 сектор. На этом строится тактика игры во многие разновидности дартса с набором очков.
Любой удачный бросок в него приносит 20 баллов, оттого это прибыльнее большинства зон. Сектор всегда прибыльнее секторов с 1 по 6 и почти всегда секторов с 7 по 10. Остальные части мишени сопоставимы по количеству очков, но сложнее для стабильного попадания.
Чаще всего отклонения происходят по вертикали. Поэтому целиться необходимо в часть мишени выше кольца утроения. По площади это самая большая часть, поэтому попасть в неё легче всего. Небольшое отклонение по вертикали вверх или вниз принесёт попадание в удвоение или утроение, что ускоряет набор очков.
После отработки уверенного броска можно переместиться на часть между кольцом утроения и центром мишени. При отклонении по вертикали попадание происходит в кольцо утроения или в центр мишени, что приносит дополнительные очки, по сравнению с простым попаданием в сектор.
Для удобства подсчёта набранных баллов и запоминания стоимости ниже приводится таблица всех частей мишени:
№ | Обычный | Удвоение | Утроение |
1 | 1 | 2 | 3 |
2 | 2 | 4 | 6 |
3 | 3 | 6 | 9 |
4 | 4 | 8 | 12 |
5 | 5 | 10 | 15 |
6 | 6 | 12 | 18 |
7 | 7 | 14 | 21 |
8 | 8 | 16 | 24 |
9 | 9 | 18 | 27 |
10 | 10 | 20 | 30 |
11 | 11 | 22 | 33 |
12 | 12 | 24 | 36 |
13 | 13 | 26 | 39 |
14 | 14 | 28 | 42 |
15 | 15 | 30 | 45 |
16 | 16 | 32 | 48 |
17 | 17 | 34 | 51 |
18 | 18 | 36 | 54 |
19 | 19 | 38 | 57 |
20 | 20 | 40 | 60 |
Посмотрите видео, в котором рассказывается, как считаются очки при игре в дартс.
В целом подсчёт очков вызывает затруднения только у новичков. Через пару недель регулярной игры в дартс стоимость всех бросков с удвоениями и утроениями запоминается и не вызывает затруднений.