Прыжки являются основными элементами всех дисциплин фигурного катания, кроме спортивных танцев на льду.
Сложность и качество исполнения прыжков оценивается по специальной унифицированной шкале системы Судейства.
Существуют требования по их обязательному выполнению в короткой и произвольной программе. Прыжок — один из наиболее ярких элементов, исполняемых на льду.
Реберный — при его выполнении фигурист отталкивается ребром опорного конька от поверхности льда. В зависимости от вида толчок выполняется с внешнего или внутреннего ребра как с левой, так и с правой ноги. Вторая в момент толчка производит замах.
К реберным прыжкам относятся:
Зубцовый (или носковый) — фигурист одним коньком описывает по льду длинную дугу или разворачивается на ней, перед выпрыгиванием в воздух приседает на опорной ноге, упираясь зубцами второго конька в лед, и раскручивает корпус туловища, выходя в элемент.
Виды зубцовых прыжков:
Справка! При выполнении каскада первым может идти любой прыжок, а вторым только тулуп или риттбергер, что объясняется характером смены ног.
Аксель (Axel jump) признан самым сложным в плане технического исполнения элементом в фигурном катании.
Фото 1. Схема правильного выполнение одинарного акселя: все фазы от разбега до приземления.
Спортсмены выполняют: одинарный (1,5 оборота), двойной (2,5 оборота) и тройной (3,5 оборота) аксель, также известен «перекидной» или «вальсовый» аксель в половину оборота, который используется в прыжках при базовых вращениях и в качестве связующего элемента.
Важно! Аксель — последний из всех прыжков, который до сих пор никто из фигуристов не исполнял четверным на соревнованиях.
Впервые прыжок исполнил норвежский фигурист Аксель Паульсен в 1882 году в Вене. Данный элемент был выполнен в конькобежных коньках и включал полтора оборота. Несмотря на введение новаторского элемента, Паульсен занял только третье место.
Долгое время аксель был исключительно прерогативой мужчин, лишь в 20-е годы ХХ века прыжок пришел в женский спорт. Первой фигуристкой, исполнившей элемент, была американка норвежского происхождения Соня Хени.
Двойной аксель впервые сделал американский фигурист Дик Баттон на зимних Олимпийских играх 1948 года. В 1953 г. соотечественница Баттона Кэрол Хейсс — также сделала 2,5 оборота в женских соревнованиях.
В 1981 г. на чемпионате Европы советский фигурист Александр Фадеев выполнил тройной аксель без помарок, затем в 1983 г. повторил его в каскаде. Первой среди женщин его взяла японская спортсменка Мидори Ито в 1988 г.
Справка. После 1988 года только семь женщин-фигуристок смогли исполнить тройной аксель на международных соревнованиях.
Аксель относится к реберным прыжкам. Сложность и уникальность заключается в том, что он исполняется с движения вперед, из-за чего получается неполное число оборотов.
Традиционное исполнение с левым вращением предполагает следующие фазы:
Важно! В закрутке участвуют торможение и мах, доворот туловищем квалифицируется как ошибка.
Исполнение прыжка допускается с вариациями:
Особенности выполнения:
Справка. Существует так называемый одноногий аксель, с приземлением на опорную, а не на маховую ногу. До 2011 года данная разновидность не засчитывалась судьями, теперь такую вариацию оценивают значительно ниже, чем традиционный элемент.
Согласно новой системе судейства (ISU) аксель оценивается в зависимости от оборота и качества исполнения:
Баллы снижаются за:
На данный момент в стандарт (обязательное исполнение) для мужчин входит тройной аксель, а для женщин двойной.
Высота прыжка в фигурном катании зависит от силы толчка опорной и от маха свободной ногой. Реберный тип толчка дает спортсмену больше баланса, но меньшую высоту выпрыгивания, а зубцовый тип отталкивания увеличивает высоту и длину прыжка. Большей высоты прыжка в реберных элементах можно достичь, комбинируя их с упором на зубец опорным коньком. Как такового «самого высокого прыжка» не существует, высота обусловлена правильностью техники выполнения фигуристом.
Посмотрите видео, в котором показано выполнение акселя в 3,5 оборота американской спортсменкой Мираи Нагасу.
Для разучивания сложного прыжка в фигурном катании — акселя — для начала необходимо освоить все его элементы по отдельности: техники скольжения, разбега, отталкивания, вращения и приземления. Особый упор при подготовке рекомендуется делать на упражнениях для сохранения баланса тела и оттачивание техники толчка и быстрого торможения при махах. Профессиональные спортсмены затрачивают годы подготовки на соединение элементов в единую связку и совершенствование мастерства.