Аксель, флип, тулуп и другие: как освоить технику исполнения прыжков в фигурном катании?

фото 1

Прыжки представляют собой важные и зрелищные элементы фигурного катания. В процессе их выполнения фигурист, отталкиваясь ото льда, вращается над ним с большой скоростью, что придает его номеру эффектность.

В зависимости от того, чем фигурист отталкивается, выделяют рёберные и зубцовые прыжки.

Обычно названия они получали по фамилии фигуристов, которые выполнили их впервые. И только некоторые наименования передают технику совершения. Прыжки также различают по количеству оборотов. Самый сложный в четыре оборота, а наиболее простой – в пол-оборота.

Техника исполнения разных видов прыжков: как их научиться делать?

В фигурном катании есть много разных видов прыжков. Все надо выполнять по определенной технике.

Как выполнять аксель и перекидной прыжок?

фото 2

Аксель – это прыжок, на который заходят лицом вперед, что отличает его от других. Его считают самым сложным.

Осуществляется аксель после хорошего набора скорости. Спортсмен движется на правой ноге назад-наружу, после чего делает выпад – разворачивается вперёд и начинает двигаться на левой ноге, в это же время проседая на ней.

Затем спортсмен выпрыгивает в воздух, группируется, после чего приземляется на маховую ногу на ход назад-наружу.

Сделав большие маховые движения, фигурист достигает наибольшей высоты и длины полета, благодаря чему аксель считают эффектным прыжком.

Он был назван в честь фигуриста Акселя Паульсена из Норвегии, который выполнил его в 1882 году.

Перекидной прыжок – это тот же аксель, только в 0,5 оборота. Важно, чтобы прыжок не стал похож на переступание. В процессе его исполнения нужно задержаться на несколько секунд в воздухе. Толчковая нога должна быть прямой при полете. Он совершается по одной линии.

Сальхов

Относится к самым легким прыжкам. Зачастую с него фигуристы-новички осваивают прыжки.

При его осуществлении легко добиться большого количества оборотов. Спортсмен совершает разбег, завершающийся движением назад, он делает тройку вперед-наружу – назад-внутрь. Свободную ногу и одноименную руку фигурист отводит назад, что делает дальнейшее маховое движение легче.

фото 3

Фото 1. Схема техники исполнения прыжка Сальхов, освоив ее, можно научиться делать большое количество оборотов.

Отрыв ото льда совершается с дуги назад-внутрь и продолжается маховым движением свободной ноги и руки. Приземление происходит на внешнюю часть ребра правой ноги.

Ноги перед прыжком не перекрещиваются, поэтому он осуществляется как бы с двух ног сразу.

Прыжок получил название в честь спортсмена Ульриха Сальхова из Швеции, который его исполнил впервые в 1909 году.

Лутц

фото 4

Один из самых сложных прыжков из зубцовых.

Спортсмен движется назад-наружу по пологой дуге. Ногу, которой будет отталкиваться, ставит на лед сзади опорной ноги. Вращательное движение может быть сделано с помощью двух способов: вращения верхней части тела и стопорящим движением зубцов конька толчковой ноги.

Для того, чтобы вращение плеч и стопорящее движение состыковывались, нужно достичь ярко выраженного отрицательного разворота верхней части тела.

Прыжок назвали в честь спортсмена Алоиза Лутца из Австрии, выполнившего его в 1913 году.

Флип

фото 5

Считается вторым по сложности зубцовым прыжком.

Зачастую его делают после тройки вперед-наружу – назад-внутрь. Совершая толчок, к первоначальному присоединяется вращение, которое появляется в результате стопорящего движения зубцами конька толчковой ноги. Приземляется спортсмен на правую ногу на ход назад-наружу.

Название прыжка произошло от английского слова flip, что значит щелчок – то есть тот звук, который был слышен в 30-х годах ХХ века спортсменами, начинавшими выполнять флип. Имя человека, который первым сделал тройной флип, не сохранилось, но произошло это в середине 70-х годов.

Тулуп

Самый простой прыжок. Толчок происходит после разворота тройкой вперед-внутрь – назад-наружу, после этого спортсмен ставит носок конька толчковой ноги назад. Фигурист ударяет зубцом конька левой ноги об лед, чем содействует своему отталкиванию. Приземление выполняется на правую ногу.

фото 6

Фото 2. Схема простого прыжка Тулуп, в основе которого необходимо выполнять петлю в носке.

Название произошло от двух слов toe loop, которые означают «петля на носке». Он получил название в честь американского спортсмена Брюса Мэйпсома, исполнившего тулуп в 1920 году.

Вам также будет интересно:

Уроки в фигурном катании

Уроки технике фигурного катания включают в себя разучивание, просмотр кинопрограмм, совершенствование прыжков.

Обучение созданию представления, просмотр кинограмм

фото 7

Начальное разъяснение прыжка и его демонстрация в процессе обучения обладают некоторыми особенностями.

Изучая какой-либо двойной прыжок, обычно начинают с соответствующего одинарного. Поэтому схема выполнения и характер отталкивания известны фигуристу.

Он может наблюдать, как такой прыжок делали другие, и, к моменту начала разучивания программы, спортсмен уже понимает технику движения.

Таким образом, создание общих представлений осуществляется постепенно. Зачастую, переходя к изучению более сложного прыжка, не применяют какие-либо дополнительные объяснения. Перед фигуристом сразу ставится задача попробовать сделать его с необходимым количеством оборотов.

Однако практика показывает, что полное объяснение методов исполнения прыжка, способов, которые повышают число оборотов в нем, помогают тому, что в пробных попытках появляются предпосылки для создания верного двигательного навыка. Демонстрации прыжка в отличном исполнении должны сопутствовать пояснения.

Внимание! Следует помнить, что основная трудность в том, что одновременно осмыслить и уяснить все детали разучиваемого движения невозможно. Поэтому разъяснения необходимо акцентировать на одной-двух деталях, являющихся самыми важными в этот момент.

Также при работе с фигуристами можно применять кинограммы, которые оформлены в виде отдельных фотографий.

фото 8

Самые удобные в работе те, в которых частота смены поз составляет около 16 кадров в секунду. С такой частотой общее число фотографий, которые необходимы для изображения одного прыжка, составит 12–15 штук.

Кинограмма достаточно подробна. Ее главное преимущество – возможность показа фрагментов в момент самой тренировки на льду. Просмотр фрагментов кинограмм, которые изображают нужное положение тела, могут очень помочь при обучении.

Для формирования навыков движения фигуристу необходимы пробные попытки исполнения, благодаря которым спортсмен овладевает новыми элементами.

Важно! Устранение страха на этапе создания представлений является важным условием при изучении сложных прыжков. Обойтись без падений в процессе обучения трудно, но уменьшить их количество возможно.

Как учат использованию страховочных устройств?

Распространенным методом, который обеспечивает безопасность совершения трудных и тяжелых деталей в спорте, является применение устройств для страховки. В фигурном катании на коньках этот метод используется не сильно широко.

В это же время опыт тренеров доказывает эффективность использования страховочных устройств – лонжи. Они применяются в процессе создания представлений, а также при последующем обучении. Используя лонжи, падения можно предотвратить и создать условия, которые облегчат совершение разучиваемого прыжка.

Первоначальное обучение прыжкам в фигурном катании происходит на льду, в зале, или же на стадионе. Наличие или отсутствие на репетиции коньков значительно оказывает влияние на характер основных движений. Однако некоторые элементы можно изучить и освоить не на льду.

фото 9

Фото 3. Страховочное устройство лонжи, часто используется в фигурном катании, облегчает разучивание прыжков.

Тренировки, которые проводятся в зале, очень полезны, они учат прыгучести, точному освоению позиций, которые встречаются в прыжке, для отработки отдельных движений (махов, отталкиваний, вращения, приземления).

Также лонжи эффективно использовать при обучении группировке. Страховочный конец тонкого троса прикрепляется к поясу, а затем фигурист совершает прыжки, в то время как страхующий поддерживает его.

Время полета можно увеличивать до 2–3 сек. Повышение времени полета, отсутствие страха перед падением помогают фигуристам четко принять необходимую позу и усвоить положение тела в группировке. Лонжи подходят для исправления дефектов осанки, неправильных положений рук и ног.

Важно! Опыт показывает, что техника группировки и разгруппировки становится лучше уже после пяти–шести 15-минутных занятий с лонжей. Особенно необходимы упражнения со страховочными устройствами тем фигуристам, которые недостаточно плотно группируются в полете.

В начальном периоде изучения прыжков следует иметь в виду, что часть спортсменов легче способна вращаться в полете в левую сторону, а часть – в правую.

фото 10

Для выяснения данного момента, можно применять пируэт назад. Обычно, направление вращения при исполнении пируэта назад в удобную сторону должно совпасть с направлением вращения в многооборотных прыжках.

Но начинающих фигуристов обучают прыжкам в две стороны, а после точного определения «своего» направления вращения изучают прыжки только в одну сторону.

Разучивание

На данном этапе стоит сочетать методы разучивания прыжка в целом – целостный или синтетический метод, и по частям – расчлененный или аналитический метод. Расчлененный метод применяют не часто, исходя из наблюдений в течение нескольких поколений фигуристов.

При нем изучают:

  • Стартовое положение.
  • Подготовку к выполнению элемента.
  • Положение линии плеч, рук, таза, свободной ноги перед реализацией элемента.
  • Движение плечевого пояса относительно таза при совершении элемента.
  • Движение свободной ноги при осуществлении элемента.
  • Движение опорной ноги при выполнении элемента.
  • Позиция рук, линии плеч, таза и свободной ноги после совершения элемента.
  • Подготовка к следующему элементу.

фото 11

Нередко прыжок отлаживают, повторяя его полностью, даже если при этом спортсмен не может усвоить сразу несколько деталей техники.

Возникновение ошибки хотя бы в одной части прыжка приведет к его невыполнению в целом или к падению.

Двигательные навыки осуществляются при неустанном участии сознания, в результате взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

Но не все элементы движения четко закрепляются в сознании. Сохраняются только основные моменты, которые являются в это время главными.

Справка! Если разучивать сложный многооборотный прыжок целиком, то большинство его элементов становятся для фигуриста главными, что затрудняет понимание и усугубляет осваивание прыжка. На практике целесообразно применять расчлененный метод обучения.

В большей степени из разделения прыжка на части вытекает методический прием использования счета, когда задается темп движений. Счет широко используют в парном катании для синхронизации действий партнеров. В практике одиночников счет не используется широко, но разумно применять его на этапе разучивания для обеспечения правильного ритма движения.

Вам также будет интересно:

Совершенствование

фото 12

На этом этапе выполняются 2 главные задачи: шлифовка техники и создание функциональной избыточности. Шлифовка техники делается для того, чтобы усовершенствовать следующие детали:

  • Точность позиций. А именно: положение линий плеч и бедер, положение рук, ног, головы и свободной ноги в различные периоды прыжка.
  • Начертание кругов, формы толчков, подъезда к толчкам.
  • Реберность элементов.
  • Симметрию рисунка разворотов.
  • Покрытие дуг, толчков, перетяжек и поворотов.

Создание функциональной избыточности взаимосвязано с усовершенствованием техники исполнения. Функциональная избыточность происходит во время работы над изменчивостью исполнения с помощью применения в процессе тренировки разных вариантов техники. Изначально это относится к форме и амплитуде движения свободной ноги в разворотах, способам отталкивания, вариантам перевода плечевого пояса и головы.

Умения фигуриста характеризуются эффективностью достигнутого им результата и надежностью. Производительность прыжков определяется их высотой и длиной, количеством оборотов, амплитудой и скоростью маховых движений, быстротой и плотностью группировки, скоростью движения после приземления и так далее.

фото 13

Надежность результата выражается в постоянстве движения, в умении выполнить прыжок без ошибок.

Поэтому совершенствование сопряжено с некоторой перестройкой освоенного движения, для повышения эффективности, а также с закреплением этого движения.

Кажется, что перестройка и закрепление несовместимы, однако в практике фигурного катания замечено, что именно разумное соединение этих двух моментов являются основой совершенствования. Так как для того, чтобы перейти на следующий, наиболее высокий, уровень мастерства, нужно закрепить предыдущий.

Внимание! Повышение надежности прыжка реализуется только после исправления отдельных погрешностей, то есть после некоторой перестройки системы движения, изменения ее структуры. Важно помнить, что избыточное закрепление своих умений очень опасно.

Лучшие фигуристы все время находятся в поиске новых резервов совершенствования элементов, рискуют, иногда могут ломать сложившиеся стереотипы, изменяя характер толчка, направление и амплитуду махов, согласование маховых движений с толчком, способ группировки и тому подобное. Потому осознание «окончательности» разучиваемого прыжка и всех его элементов иногда становится тормозом для дальнейшего развития фигуриста.

Улучшение исполнения прыжков может происходить с частичным и полным выключением зрительного анализатора. При этом функции утраченного канала информации частично осуществляются с помощью других анализаторов.

Полезное видео

Из видео можно узнать, как выполняют разные видов прыжков спортсмены, которые давно занимаются фигурным катанием.

Заключение

Катание на коньках – это приятное провождение времени. Чтобы не нанести вред себе или окружающим, важно соблюдать технику безопасности.

фото 14

Коньки следует покупать удобные, которые не будут сдавливать ноги. Зашнуровывать их необходимо очень крепко, чтобы нога не болталась, но и не была сильно зажата.

Своевременно проводить затачивание коньков, иначе падения будут частыми и возможно растянуть связки или мышцы.

При наличии длинных волос их следует завязывать, чтобы они не мешали при выполнении или разучивании программы.

Не стоит падать назад, так как это может привести к перелому. Лучше падать вперед или набок. При падении голову нужно направлять в противоположную сторону от падения. Во время нахождения на льду других фигуристов необходимо стараться падать так, чтобы коньки не были направлены в их сторону.

Оцени статью:
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
Будь первым!
Поделись с друзьями!
Читайте также
Добавить комментарий
VK OD FB G+ Tw
Фигурное катание