Пионербол — игра детства, знакомая многим ещё со школьной скамьи. Как играли дети-пионеры, начиная с 30-х годов прошлого столетия, в лагерях и во дворах, так и сейчас в школах на уроках физкультуры.
Это увлекательная игра, не требующая ни особого инвентаря, ни подготовки. Правила здесь несложные, но польза для школьников огромна.
В пионербол играют с использованием волейбольного мяча. Те, кто не очень знакомы с правилами, могут спутать её с волейболом. Не зря пионербол считается дворовой версией этой игры.
Разница в том, что в волейболе мяч принято отбивать сразу, а в пионерболе — брать в руки, а после — перебрасывать.
Смысл пионербола в том, чтобы разобраться таким образом с мячом, передавая его через сетку любыми способами в сторону другой команды.
Дети любят подвижные игры с мячом. Они массовые, эмоциональные и несут за собой оздоровительный эффект. Играя в него, дети не только укрепляют свой организм, но и учатся сплочённости в коллективе. А ещё:
Школьнику, как растущему организму, важно находить время для развития своих физических качеств. На уроках физкультуры как раз есть такая возможность во время игры в пионербол.
К слову, в школьной программе физического воспитания он не напрасно. Если двигательная активность у ребёнка в дефиците, то ухудшается его общее состояние здоровья и ослабляется иммунитет. И, как следствие, нарушение полноценного физического развития.
Игра в свободное от уроков время поможет занять учащихся одного класса чем-то полезным, и сплотит их небольшой коллектив.
Если есть возможность провести внеклассный урок, посвящённый пионерболу, то ей стоит воспользоваться. В результате дети могут многому научиться, а преподаватель решить для себя такие задачи:
Часто в школах открываются секции внеурочной деятельности разной направленности. Это относится и к пионерболу, поскольку он является командной игрой. Организация школьной команды улучшит физические данные учащихся и поможет выработать их социальную активность.
Разнообразие игровых ситуаций во время соревнований между секциями двух школ может пригодиться и в условиях реальной жизни. У школьников, занимающихся пионерболом, развивается координация, ориентировка в пространстве и точность движений во времени. А благодаря необходимости наспех принять решение стимулируется умственная деятельность.
Когда школьники вдали от родителей, в них формируются достойные качества. Этому способствуют и условия, и всевозможные игры. Например, благодаря пионерболу, развивается ответственность, дисциплинированность и чувство долга перед товарищами.
Фото 1. Дети играют в пионербол в летнем лагере. Игра проходит на свежем воздухе на асфальтированной площадке.
Игра в лагерях является замечательным способом сблизить школьников примерно одного возраста друг с другом. Бывает, что дети испытывают трудности в общении. Проблему можно решить, если занять их всех подвижным и весёлым спортом — пионерболом. Во время активных физических нагрузок вырабатываются эндорфины, и потому игра подарит ощущение счастья и зарядит бодростью.
Поскольку пионербол похож на волейбол, то проводится на волейбольной площадке и с волейбольным мячом. Всё начинается с того, что игрок задней линии, стоящий в дальнем правом углу площадки, бросает мяч любому участнику противоположной команды, а тот должен его поймать. Затем этот учащийся выполняет ответный бросок через сетку обратно на половину поля первой команды. И снова вся ситуация с ловлей-броском от команды к команде повторяется до победы.
Пусть эта игра и проста, но выполнение правил и условностей — обязательно. Во-первых, для безопасности самих школьников, во-вторых — для порядка и сохранения командного духа.
Фото 2. Школьники играют в пионербол. Игра проходит в спортивном зале, который пополам разделен сеткой.
Игра проходит на просторной волейбольной площадке, предварительно разбитой её на две зоны с помощью сетки. Пространства с обеих сторон должно быть много, чтобы игроки свободно двигались, принимая и отпуская подачи. Для этих целей нужно иметь волейбольный мяч.
Поверхность, необходимая для пионербола, должна быть ровной и гладкой для исключения рисков получения травм игроками. Сетка, разделяющая площадку, обычно соответствует таким параметрам: ширина — 1 м, длина — 9,5 м. Она состоит из ячеек в форме квадрата со стороной 10 см.
Мяч для пионербола (он же волейбольный) весит не больше 280 г, а его окружность — 65—67 см. Чаще всего подбирается тот, что сделан из синтетической или эластичной кожи.
В пионерболе разрешается иметь до двух мячей во время игры. Их можно ловить и принимать одной или двумя руками. С помощью жеребьёвки команды определяются с правом подачи мяча, а количество снарядов в игре оговаривается заранее.
В отличие от волейбола, где летящий мяч отбивается сразу, в пионерболе игрок сначала берёт снаряд в руки, а после отправляет его через сетку любым способом. Мяч считается проигранным принимающей командой, а подающая команда теряет подачу, когда:
Внимание! После любой выигранной партии подачу мяча осуществляет та команда, которая в прошлый раз уступила в её проведении по жребию.
Команде начисляются очки, когда мяч касается поверхности площадки, отведённой сопернику. Уронили они снаряд во время перепасовки или просто не смогли поймать — неважно. Главное, что мяч на их половине поля, и за это начисляются очки другой команде. Начисление очков сопернику происходит в том случае, если другая команда совершает больше пасов, чем положено, или же её игрок, владеющий снарядом, шагает по площадке более трёх раз.
Фото 3. Школьник выполняет подачу мяча при игре в пионербол. При этом ученика находится за лицевой линией.
Партия считается выигранной, когда счёт дойдёт до 10, 15 или 25 очков. Игра продолжается до одной, двух или трёх побед одной из команд в партиях. Третья партия является решающей, и результат игры определяется в пользу одной из команд.
Важно! Начисление очков команде противника ещё происходит в том случае, когда участник ловит брошенный им же мяч, прикасается к нему ногами или касается сетки.
От освоения приёмов зависит успешное владение мячом и навыками игры в пионербол в целом. Поэтому им необходимо уделять основное внимание в начале обучения и совершенствовать навыки постоянно.
При приёме мяча нельзя, чтобы он опустился на поверхность площадки. Это главная задача при осуществлении передачи — послать мяч точно в руки товарищу по команде для последующего нападения. Таким образом, ловля мяча является защитным приёмом, а его передача — атакующим. Это необходимо как можно чаще отрабатывать на тренировках.
Посмотрите видео, в котором демонстрируется игра школьников 4 класса в пионербол.
Теперь, когда стало понятно, как играть в пионербол, можно и начать обучать этой игре школьников. Ведь это не только замечательный способ размяться после уроков, но и прекрасный пример того, как можно быстро сплотить коллектив за общим делом. Помимо этого, пионербол хорошо закаляет и здоровье, и дух. А ощущение здорового соперничества от спорта совсем не повредит.